Как успешно написать итоговое сочинение: советы педагогов
Фото: «Российское образование»
4 декабря по всей России одиннадцатиклассникам предстоит написать итоговое сочинение, которое является допуском к единому государственному экзамену. Баллов или оценок за него не ставят. По результатам написанной работы ученик получает зачет или незачет. О том, как подготовиться школьникам к итоговой работе, рассказали педагоги ведущих вузов страны.
По словам заведующей кафедрой риторики и культуры речи Института филологии МПГУ Елены Ерохиной, необходимо продумать логику текста сочинения, не забыть включить в него тезисы и доказательства, а также позаботиться о соблюдении орфографических и пунктуационных правил.
«Кроме того, проживите оставшееся время перед сочинением, не расставаясь со своими любимыми произведениями: вспомните их сюжеты, проблемы, поднятые автором, наиболее яркие сцены и наиболее острые конфликты, перечитайте фрагменты текстов, посмотрите экранизацию или театральную постановку», – рассказала она.
На сочинение отводится 3 часа 55 минут. Времени более чем достаточно. Эксперт посоветовала школьникам не торопиться.
«Ответственно отнеситесь к выбору темы, старайтесь ориентироваться не только на знакомые слова, встретившиеся в формулировке, но и на характер самого вопроса, постарайтесь выбрать именно тот вопрос, который вас заинтересовал или взволновал, – только тогда у вас получится настоящее, «живое» сочинение», – пояснила Елена Ерохина.
Также она дала еще один совет школьникам: доказывая и иллюстрируя свой тезис, мысленно представьте человека, который мог бы с вами поспорить, высказать противоположное или иное мнение, постарайтесь переубедить его. А написав сочинение, проведите эксперимент (если, конечно, останется время): закройте листочком бумаги тему, на которую вы писали, отдохните, а потом перечитайте свой текст, посмотрев на него как бы со стороны, и сформулируйте тему этого текста. Если тема совпала с реальной – вы справились!
Профессор кафедры русского языка и литературы Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого Дмитрий Романов обратил внимание учащихся на необходимость четко осознавать, что итоговое сочинение связано в первую очередь с материалом курса литературы средней школы. И прежде всего это отечественная литература.
«Никто, конечно, не возражает, когда для раскрытия темы используются зарубежные произведения, детективы, научно-популярные труды. Но главная задача все же заключается в том, чтобы показать, какой багаж собран за годы учебы в школе и насколько эффективно он используется. Так что хорошо бы освежить в памяти программные произведения отечественной литературы, которые могли бы стать базой для раскрытия той или иной темы», – отметил профессор.
Также он рекомендовал школьникам перед сочинением попробовать хотя бы раз написать текст на любую тему и внимательно его вычитать. Посмотреть, насколько сложно не забывать ту тему, которую выбрал.
Еще одно правило идеального итогового сочинения – правильная стратегия, которая позволит наполнить сочинение, соблюсти заданный объем. Необходимо оценить свои силы и решить – анализировать одно произведение, но глубоко или два, но более поверхностно.
Также Дмитрий Романов рекомендовал школьникам не игнорировать черновик.
«Он поможет не только выстроить логику текста, но и выбрать грамотные речевые конструкции. Конечно, грамотность в сочинении по литературе не ставится во главу угла, но этого требует культура речи», – сказал он.
Учитель русского языка и литературы Отрадненской гимназии (Воронежская область), педагог-наставник Ирина Аржанова посоветовала школьникам не пытаться впечатлить эксперта, экспериментируя с композицией текста, поскольку есть риск потерять логическую нить.
«Золотой стандарт итогового сочинения: вступление, тезис, связка, два аргумента и вывод. Не забывайте, что у каждого аргумента должен быть микровывод, а в самом аргументе избегайте пересказа. И не стоит писать больше 500 слов. Итоговое сочинение – отличный способ показать эрудированность, знания и кругозор», – рассказала Ирина Аржанова.
Директор института русского языка и словесности Волгоградского государственного социально-педагогического университета Елена Алещенко также обратила внимание школьников на форму итогового сочинения.
«Сочинение-допуск имеет привычную для школьников форму, по такой же схеме пишется любое сочинение по литературе, поэтому особое внимание нужно обратить на логику повествования, которая должна в финале привести к ответу на вопрос, поставленный в самой теме. Когда мы подбираем аргументы, они должны соответствовать теме. Поэтому на протяжении всей работы необходимо контролировать, не отклонились ли вы от темы», – отметила она.
4 декабря школьникам на выбор дадут шесть тем из трех разделов (по две темы в каждом): «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека», «Семья, общество, Отечество в жизни человека», «Природа и культура в жизни человека».
Также напомним, что есть два резервных дня, когда можно будет написать сочинение. 5 февраля и 9 апреля 2025 года второй шанс получат выпускники, получившие «незачет», а также те, кто пропустит его написание в основной срок по уважительной причине.
Источник: edu.ru